пятница, 18 декабря 2015 г.

Горький - вкус здоровой жизни

Сегодня я хочу вам рассказать небольшой случай из моей истории здорового питания.
Она не касается безглютеновой диеты, но такое может произойти с любым. Поэтому, я считаю, что нужно поделиться такой полезной информацией.

Итак, началось все с того, что я начала чувствовать нарастающее ощущение избытка слизи в моем организме. Говоря языком Аюрведы, у меня резко выросла Капха. Причем буквально за три дня состояние стало отвратительным.
Нос был без насморка, но забит. В горле ощущение слизи, которую нужно откашлять. В желудке - ком слизи, причем такой, что не то что есть - у меня даже на пустой желудок были позывы к рвоте. Кроме того, начали болеть колени.
Я стала анализировать, что же могло у меня вызвать такую реакцию.
  • Я перестала есть глютеносодержащие продукты, то есть наоборот, я уменьшила потребление слизи, которая там содержится.
  • Я начала добавлять в пищу домашнее молоко вместо промышленного - да, оно более насыщено слизью. Но я его ела в таких небольших количествах, что сомнительно.
  • Потребление пшеничного хлеба, овсянки и спагетти я заменила хлебом, содержащим рисовую муку. Но по количеству я ем его значительно меньше.
  • Рисовую кашу я не стала есть в существенно большем количестве
  • Погода была обычная осенняя - прохладно, но не дождливо.
Таким образом, хотя капха-факторы и были, но очень незначительные. И я не думаю, что они могли привести к такому сильному изменению состояния.

Моя учительница сказала - это недостаток агни (пищеварительного огня).

Пытаясь понять, откуда этот недостаток мог возникнуть, я еще раз начала вспоминать все изменения: рацион,  режим дня и прочее.
И тут меня осенило!

В то же время, как я перешла на безглютеновую диету, я перестала пить чай - и черный, и зеленый. И была этому рада, т.к. хотела избавиться от этого стимулирующего напитка.
Я это сделала не специально, не целенаправленно. Просто в тот момент я прекратила кормить грудью. Это требовало сокращения выпиваемой жидкости, а также я пила отвары трав, снижающих выработку молока. И после этого потребность в чае как-то отпала сама собой.

Должна добавить, что я всю жизнь была жуткой чаеманкой. Я пила чай с раннего детства. Пила его крепкий и много. Это была моя большая страсть. И тут вот раз - и перестала!

Причем здесь пищеварительный огонь?

Согласно Аюрведе, существует 6 вкусов.
И в течение дня все 6 вкусов должны сбалансировано (не поровну, а именно сбалансировано) находится в нашей пище, чтобы все функции нашего тела (физического, психического, эмоционального и т.п.) были в норме.

Чай обладает горьким и вяжущим вкусами. Горький вкус в небольшом количестве перед едой стимулирует пищеварительный огонь, а также оба эти вкуса имеют свойства уменьшать в организме капху (слизь) и аму, то есть токсины (а точнее сказать продукты метаболизма).
Таким образом, резко отказавшись от чая, я сбила баланс вкусов в своем питании.
Конечно, когда я перестала пить чай, я задумалась о том, что мне надо в свои травяные чаи внести горечь. Но мне все никак не попадался мой любимый бессмертник. Поэтому употребление горького вкуса снизилось, и возник описанный мной дисбаланс.

Из каких продуктов питания мы можем получить горький вкус, внеся их в наш ежедневный рацион?
Их не очень много, но, на самом деле, много горького и не надо, его действие очень интенсивно.


Прежде всего, это травы.
Травяные чаи с добавлением горьких трав имеют пикантный вкус и прекрасно пробудят аппетит, поспособствуют вашему пищеварению и помогут избавиться от токсинов.
Горький вкус имеет свежая зелень и листовые овощи, поэтому летом - в сезон - не жалейте, добавляйте зелень в салаты, рагу, супы, смузи.
Конечно, чай, кофе и какао также обладают горьким вкусом, но при этом они также оказывают на тело и сознание возбуждающий эффект, и придают бодрость за счет истощения внутренних ресурсов организма. Например, кофе можно заменить цикориевым напитком, который не имеет стимулирующего воздействия, а вместо какао использовать кэроб.
И, конечно же, специи, - например, куркума и пажитник.
В лимоне и грейпфруте горький вкус также присутствует, хотя более ярким является кислый.


Для разжигания пищеварительного огня можно использовать кислый и острый вкусы.
Небольшие рекомендации.
1. Не начинайте завтрак при отсутствии аппетита. После сна выпейте стакан чистой теплой воды либо теплой воды с лимоном - это включит перистальтику кишечника и "запустит" ваш пищеварительный процесс.

2. Не переедайте. Если у вас снижен пищеварительный огонь, но при этом вы продолжаете питаться по стандартному расписанию, потому что "так надо", ситуация будет становиться только хуже.
3. В течение дня попивайте имбирный чай либо пищеварительный чай из специй (кориандр, кумин, фенхель - 1-2 ч.л. смеси либо одной из специй на стакан воды).

4. Добавляйте в пищу 1 ч.л. масла ги (топленое сливочное масло). В небольшом количестве оно улучшает пищеварительный огонь, не провоцируя увеличение огненной питта-доши.
5. Тонизирующий напиток из меда и перца: размелите в мелкий порошок семь зернышек перца и смешайте его в мелком блюдце либо прямо в ладошке с половиной чайной ложки меда. Затем медленно выпейте напиток. В течение, по крайней мере, пяти последующих минут избегайте приема любых видов горячей пищи и напитков, чтобы позволить организму усвоить ваш состав. Можно начать с одного зернышка, постепенно добавляя по зернышку по мере привыкания.

Будьте здоровы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий